Десткий сад. Село Поперечное
Консультация: КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕНа улице весна. Пройдёт совсем немного времени, и ваши дети перейдут на новую ступеньку своей жизни: станут школьниками. Родителей этот момент и радует и пугает. Возникает страх, как ребёнок сможет адаптироваться в новых условиях, будет ли успешен в учёбе, найдёт ли общий язык с одноклассниками и педагогами и т.д. Но не забывайте, что для ваших детей этот период жизни ещё сложнее. Их пугает неизвестность. Это им придётся привыкать к новым условиям, вливаться в коллектив и т.д. Поэтому, родители должны отбросить свои страхи и неуверенность и направить все свои силы на то, чтобы помочь ребёнку как можно легче пережить переход на новую ступень. Попробуем с вами разобраться, как эффективнее это сделать. Игра «Ромашка»
Перед родителями разложен цветок. Каждый из них вытягивает лепесток и читает вопрос, записанный на нём. Ведётся совместное обсуждение. Вопросы: 1. Как вы считаете, в каком возрасте ребёнка лучше отдавать в первый класс: в 6 или в 7 лет? 2. Что вы понимаете под выражением «готовность ребёнка к школе»? 3. Как вы считаете, необходимо ли ребёнку, идущему в школу уметь читать и решать примеры? 4. Какими коммуникативными способностями должен обладать будущий первоклассник? Попробуем более подробно разобраться в этих вопросах. Психологи считают наиболее удачным для начала посещения школы именно семилетний возраст. Это связано с появлением новообразований в психическом развитии детей 6 – 7 лет: · Высокая компетентность в различных видах деятельности (накоплен необходимый багаж знаний об окружающем) · Устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах (старший дошкольник в норме имеет несколько завышенную самооценку) · Способность к компромиссу (ребёнок знает, чего хочет достичь, умеет договариваться с другими людьми) · Умение следовать инструкции, соблюдать правила (развивается самоконтроль) · Высокий познавательный интерес (из любознательности перерастает в познавательный мотив к деятельности, что важно для «первоклашки») · Использование словотворчества (сочинение новых слов, считалок, дразнилок, стихов) В итоге происходит переход от игры к обучению (дошкольник становится школьником) Родители, которые отдают своих детей в школу в шестилетнем возрасте как правило мотивируют это тем, что ребёнок уже готов к ней: он читает, пишет, считает, его увлекают интеллектуальные игры, высок интерес к компьютеру. Всё это хорошо, но важны не только навыки и умения ребёнка, а также его психологическая готовность. Вот два портрета «будущих первоклассника». Два ребёнка посещают подготовительную группу. Обоим детям по 7 лет. Первый ребёнок всегда собран, организован, знает время для занятий и игр. Его вещи всегда в порядке, игрушки под контролем. На занятиях тянет руку, даёт полный ответ на вопросы. В случае незнания живо интересуется вопросом, выясняя для себя новое. Второй ребёнок знает место своим вещам, но почему-то всегда теряет то носок, то шапку. На занятиях непоседлив, рад доставить другим детям радость своим выходящим за рамки поведением. Не может найти себе занятие, чаще выбирает бег и «скачки». Незнание чего-либо не расстраивает его, но и не располагает к поискам ответов. -Как вы думаете, какой из будущих первоклассников психологически готов к обучению? -Каждый из описанных детей пойдёт в школу, и ему необходима помощь родителей и педагогов, необходимо правильно подготовить ребёнка к школе. Что же такое «готовность ребёнка к школе»? Выделяют 6 видов готовности (см. таблицу). Рассмотрим каждую из них в отдельности. Физическую готовность мы рассматриватьне будем. Этим занимаются медики. Они оценивают физическое развитие и здоровья ребёнка при прохождении медицинской комиссии. Мотивационная готовность: какой интерес испытывает ребёнок при поступлении в школу. Стремится ли будущий ученик к получению новых знаний или его привлекает новая одежда, красивые учебные принадлежности, осознание того, что он стал взрослым. Правильно сформированная мотивационная готовность имеет огромное значение для успешного обучения. Поэтому родителям необходимо знать, как можно и как нельзя себя вести, разговаривая с ребёнком о школе. Нельзя: · При ребёнке озвучивать свои страхи в связи с поступлением в школу, даже если вам кажется, что он занят своими делами и не слышит вас · Пугать ребёнка школой: «Вот в школу пойдёшь, тебя там научат себя вести!», «Будешь в школе всё время в углу стоять», «Забудешь про игрушки, будешь только уроки учить» и т.д. · Подкупать ребёнка красивыми учебными принадлежностями, чтобы вызвать желание идти в школу Нужно: · Объяснять детям, зачем ходить в школу в форме игры или доверительной беседы · Играть с детьми в школу, научить ребёнка играть в школу с игрушками или товарищами · Обсуждать с детьми картинки из школьной жизни (Например, подобрать такие картинки: девочка, делающая уроки, мальчики, бегающие друг за другом на перемене, стол с книгами и ящик с игрушками. Спросить ребёнка: -Какая картинка больше нравится? Какая больше похожа на жизнь школьника? Что бы ты выбрал сейчас: уроки или игрушки? А когда пойдёшь в школу?) · Рассказывать детям о положительных моментах из своей школьной жизни. Соблюдая эти несложные правила, вы поможете ребёнку правильно сориентироваться в отношении школы и школьной жизни. Эмоциональная и коммуникативная готовность Социальная и эмоциональная зрелость ребенка выражается в его умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми), соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими учениками. Социально компетентный ребёнок способен наладить отношения с людьми, договориться с ними без конфликтов, добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чем-то собеседнику или партнеру. Простой способ уроков общения – разговор по телефону. Предложите ребёнку взять трубку, вежливо поздороваться, спросить, кто звонит, узнать цель звонка Эмоционально зрелый ребенок не обидчив, не агрессивен, понимает чувства других людей и способен учитывать их в своём поведении. Он умеет понимать, описывать свои чувства и вызвавшую их причину (например: «Мне грустно потому, что все ушли, а я не люблю быть один.») Такой ребенок не будет безутешно плакать на празднике из-за того, что ему забыли дать флажок, а тихо подойдет к воспитателю и попросит. При поступлении в школу в сложном положении оказываются дети не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью их парализует. Неудача в каком-то деле надолго приводит к ощущению своей неполноценности, удовольствие переходит в бурную радость. При этом способность к восприятию окружающего (в том числе учебного материала) резко снижается. Поглощённые своими переживаниями, дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, у них ослабевает внимание, исчезает способность к рассуждению и логическому мышлению. Иногда ребенок может показаться глупым, неспособным, особенно в стрессовой ситуации: на вступительном собеседовании, экзамене, тестировании, а в дальнейшем при ответе у доски. Уже к 6—6,5 годам возможно научить ребенка контролировать свои чувства и переживания, познакомить его с приемами «самоуспокоения» (например, «уговаривать самого себя»: «Все хорошо, все сейчас пройдет, я успокоюсь, все получится...»). При этом важно избегать формулировок с частицей «не»: «Не надо плакать», «Мне нельзя нервничать» и т.п. Нужно научить ребенка простейшим дыхательным упражнениям (10 глубоких вдохов—выдохов), технике «отстранения» (представить, что все неприятности отгорожены толстым стеклом, текучей водой и т.д Родителям во время аффективных вспышек у ребенка необходимо помогать ему, а не впадать в ярость или панику вместе с ним. Педагогическая готовность: объём знаний, с которым ребёнок поступает в школу. При поступлении в школу ребёнок не обязательно должен: · Уметь читать · Считать в пределах 100 · Писать буквы А, чаще всего, именно этого требует большинство родителей от своих детей. Мало того, что такие требования не принесут ребёнку облегчения в школе, но ещё могут создать и трудности. Так как вы не всегда правильно можете обучить ребёнка данным навыкам, а переучивать гораздо сложнее, чем учить. У ребёнка может пропасть интерес к учёбе. Гораздо важнее при подготовке к школе развивать кругозор ребёнка. Для этого необходимо ему много читать, смотреть и обсуждать познавательные передачи и мультфильмы, отвечать на многочисленные детские вопросы, а не отмахиваться от них, рассказывать об окружающем мире (где живём, чем отличается город от деревни, чем отличаются времена года и т.д.) Для подготовки к обучению грамоте необходимо учить детей слышать звук, выделять его в слове. Для этого есть игры, которые не займут у вас много времени, так как в них можно играть в любое время в любом месте (памятка с играми раздаётся родителям) Необходимо также развивать речь ребёнка. Сделать это можно беседуя с ним. Идя домой из детского сада, попросите ребёнка описать встретившееся на пути дерево, пересказать мультфильм с несложным сюжетом. Придя домой, попросите ребёнка рассказать игрушке знакомую сказку, чтобы она уснула и т.д. Поиграйте с ребёнком в «рифмы». Подготовка к математике. Учите ребёнка считать до 10 и назад. Считать можно всё, что угодно по дороге из детского сада домой. Когда ребёнок помогает вам накрывать на стол, попросите его положить столько вилок, сколько человек будет ужинать и т.д. Не нужно заставлять ребёнка механически заучивать числа, важно, чтобы он умел считать практически, ориентировался в понятиях впереди, сзади, между, слева, справа и т.д. Эти понятия можно также отрабатывать по дороге домой. Подготовка к письму. · Развивать мелкую моторику руки: больше лепить, собирать мозаику, застёгивать – расстёгивать пуговицы, играть в игру «Шнуровка», перекладывать мелкие предметы и т.д. Такие задания ценны и тем, что они развивают речь ребёнка. · Учить ориентироваться на листе: развивать умение различать верх, низ, лево, право, видеть клетку и линейку, рисовать узоры по образцу и самостоятельно. Для этого в продаже имеются различные прописи. Но можно и сами рисовать узоры по клеткам, учить ребёнка повторять их. Есть игра «Рисуем под диктовку» (показать родителям изображение и объяснить суть игры) Интеллектуальная готовность: на сколько у ребёнка развиты память, внимание, мышление, воображение, наблюдательность. Эти качества необходимы для успешного обучения в школе. Для развития этих качеств можно использовать игры: «Найди лишнее», «Назови одним словом», «Найди отличия», «Запомни - повтори», «Что изменилось», «Разбей на две группы» и т.д. Как видите, все перечисленные приёмы и методы не займут у вас много времени. Вы можете использовать их, выполняя свои повседневные дела. Но, поверьте, они значительно облегчат вашему ребёнку обучение в школе. Организация режима Огромное значение для адаптации первоклассников имеет режим дня, по которому будет жить ваш ребёнок. · В летний период не загружайте ребёнка занятиями. Делайте это ненавязчиво и недолго. Пусть он хорошо отдохнёт, нагуляется на свежем воздухе. · Разработайте режим дня для школьника. Учтите, что ребёнок в этом возрасте должен спать не меньше 10 часов. В связи ч этим определите время отхода ко сну и подъёма. Если ребёнок не будет высыпаться, он станет утомляться, будет рассеянным и невнимательным. · Выделите время для игр и подготовки уроков. Ни в коем случае не заставляйте ребёнка делать уроки сразу после школы. Дайте время отдохнуть и отвлечься. Но и не оставляй те выполнение уроков на вечер. Оптимальный вариант - делать уроки через 2-3 часа после прихода со школы. Это время лучше занять прогулкой, выполнением поручений по дому, спокойными играми, а не просматриванием телевизора, игрой в компьютер. · По возможности введите в режим дневной сон. · В течение хотя бы полугода не записывайте ребёнка в учреждения дополнительного образования. Вот вся информация, которой мне хотелось с вами поделиться. Надеюсь, что она окажется для вас полезной. (Родителям раздаются результаты диагностик детей, даётся общая характеристика) Желаю удачи вам и вашим детям в школьном обучении! 26 ноября 2012 в 18:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.